Джентльмены, если вы интересуетесь затачиванием режущего инструмента, но наверняка задумывались о том, как это делалось раньше… Нет, не просто до 1917 года, а еще более раньше… По удивительному стечению обстоятельств, мой хороший товарищ гулял по недавно вспаханному полю в Белоцерковском районе. Среди кусочков металла и фрагментов керамики, вывернутых трактором, был найден натуральный камушек неестественно прямоугольной формы.
Из глубины веков...
Примерные размеры – 135х30х30 мм. К камню явно была приложена рука человека, а огромная (8 мм) седловидная выработка на одной из плоскостей свидетельствует о том, что это точило! Также присутствуют глубокие узкие борозды, образованные вследствие затачивания чего-то узкого, например, шила или рыбацкого крючка.
Из глубины веков...
Мой товарищ в старине разбирается, и по сопутке датировал находку «Черняховской культурой», а это, на минуточку, около 1,5 тыс. лет! И вот именно так этот камень держали в те далекие времена!
Из глубины веков...
От долгого пребывания в грунте на камне выросли бородавки гипса, убрал их алмазным надфилем, больше ничего не менял. Камень является твердым глинистым сланцем зеленоватого цвета и с выраженной слоистостью. Решил протестировать его на клинке стали У10 (54 Роквела). Предварительно задал подводам шероховатость корундовым бруском в 10 мкм. Работа по плоскости с седловидной выработкой.
1. Работа с водой. Сильный запах известки. Вязкий ход, слабое выделение суспензии, хорошо заметны частицы срезанного металла. На подводах при увеличении х100 бороздки примерно сравнимые с синтетикой в 10 мкм, но более разнородны по форме – разной ширины и с пологими склонами. Бумага режется, но нож не бреет.
2. Работа с оливковым маслом. Более мягкий плавный ход, масло очень слабо чернеет, подводы глянцуются. При увеличении наблюдал странный рельеф из широких бороздок разной ширины, на их склонах рельефно проявились матово-белые карбиды железа. Нож стал брить! То есть это не заточный камень, а уже оселок.
Также отметил возможную технику работы на этом камне – удерживая его в левой руке, правой ведут нож по седлу до середины камня. Если двигаться от середины дальше, то угол кромки заваливается. То есть необходимо работать поочередно разными сторонами ножа, двигая его к середине то от ближнего, то от дальнего края.
Из глубины веков...
На фото ниже по середине камня видна черная полоска масляного шлама, собранная именно при такой сгонной (от краев к середине) технике работы.
Из глубины веков...
На остальных трех плоскостях, вероятно, не работали, их поверхность имеет слишком грубые изъяны, что препятствуют ходу клинка от края до края.