• Главная
  • Форум
  • Фотогалерея
  • Контакты

Дамаск из вторичных материалов

Автор: Дмитрий Шевченко

Добавлено: 14.01.2011


Первоисточник "Дамаск из вторичных материалов"

 

Дамасская сталь очень многогранный материал, позволяющий кузнецу множество возможностей реализовать задуманное. Современные стали, используемые для изготовления дамаска, позволяют добиться любых желаемых свойств будущего клинка, но в современном контексте понимания дамасской стали, не менее важным, является получения красивого рисунка на металле, и здесь простор для реализации желаний гораздо больше. Высоты, которых добились многие известные мастера современности, достойны восхищения. Но есть и другое направление в развитии дамасской стали - это использование вторичных материалов, на которых я хотел бы остановится подробней.

1
Дамск из троса с крупным рисунком

 

2
Дамск из троса с мелким рисунком

Нужно заметить, что эти материалы не позволяют добиться от клинка сверх свойств, они больше являются пафосными материалами, но многим очень нравится концепция того, что их клинок является перерождением другого материала.

Явным фаворитом здесь, является дамаск из тросов, метал из которого, изготовлены тросы, позволяют получить неплохой клинковый материал, но за счёт крупного рисунка не даёт прироста режущих (дамасских) свойств.

 

3
Торцовая сварка: режущая кромка шх15, тело дамаск из троса

Но также встречаются тросы, которые не позволят получить хороших режущих свойств (из-за малого количества углерода), в таком случае к телу клинка приваривается режущая кромка из клинкового металла или дамаска, либо изготавливается ламинат - где в центре клинковый материал, а обкладки из декоративного тросового дамаска.

4
Дамаск из моторной цепи

Нужно также отметить, что хотя, если материал и не имеет хороших режущих свойств
но в реализации, как в ламинате, так и в торцовом исполнении, трос за счёт своей упругости, позволяет на режущей кромке использовать очень твердый, но хрупкий метал, прочностные недостатки которого компенсирует упругий трос. Такой клинок быстрее согнется, нежили, сломается.
Так же широкое распространение получили такие вторичные материалы как цепи, чаще всего используют либо цепи от бензопил, либо моторные цепи бензиновых двигателей.

Более редко используются сетки, их свойства в основном схожи с тросами, описанные выше.

5
Ламинат: в центре шх15, обкладки дамаск из сетки, на фоне которой снят клинок
5,1
Ламинат: в центре шх15, обкладки дамаск из сетки, на клинке оставлена текстура сетки
6
Ламинат: в центре шх15, обкладки дамаск с использованием нержавеющей сетки

 

 

 

 

 

 

 

 

Нужно заметить, что подобных материалов, пригодных для изготовления клинкового дамаска достаточно мало, в данной статье я хочу познакомить вас с процессом изготовления клинка из мотка проволоки. Суть данного эксперимента в получении нового рисунка на готовом клинке.

Рис7
Моток проволоки

 

Рис8
Проверка на искру

Первым делом, пытаемся выяснить приблизительный химический состав проволоки, это необходимо для того, чтобы узнать, возможно, ли сварить её кузнечной сваркой и приблизительное количество углерода – это необходимо, чтобы узнать возьмёт ли готовый клинок закалку. Этот сложный анализ мы проводим достаточно просто - проверкой на искру. По искре видим, что метал, не легирован, что говорит нам о возможности её сварки горновым способом и то, что количество углерода ,08-1%, что позволяет нам предположить, что метал, возьмёт достойную закалку. Также существует возможность выгорание углерода при горновой сварке, но это мы сможем проверить только после сварки.

 

Рис9
Отжиг

Далее для удобства дальнейшей обработки, необходимо провезти отжиг, эту операцию мы проводим в муфельной печи.

Нагреваем до аустинитного превращения и даём остыть вмести с печью. После этого проволока становится мягкой.

Рис10
Заготовка

 

Следующая операция - это формирование пакета для горновой сварки, так как проволока стала достаточно мягкой, мы можем её согнуть в удобную нам форму, после чего один её конец обматываем мягким железом и провариваем электродуговой сваркой. Полоска железа необходима для возможности использования электросварки, ведь проволока очень тонкая и она просто сгорела бы. После привариваем ручку из арматуры, для удобства удержания при горновой сварке и дальнейшей ковке.

Рис11
Газовый горн

Теперь нагреваем нашу заготовку примерно до восемьсот градусов. Я использую газовый горн, он имеет ряд преимуществ как то постоянная восстановительная атмосфера и в нём всё хорошо видно, что происходит.

Рис12
Посыпание бурой

 

После чего обильно посыпаем бурой. Бура нужна для растворения окалины и защиты метала от кислорода – это важно для проведения качественной кузнечной (горновой) сварки. После чего проводим непосредственно саму сварку.

 

 

Рис13
Сварка

Сварку проводим на бруске дерева, это необходимо для защиты заготовки от кислорода, огонь от бруска дерева выжигает кислород. А также для меньшей теплоотдачи заготовке – то есть проволока очень тонкая и при контакте с наковальней быстро остывает.

 

 

 

 

 

 

Рис14
Расковка
Рис15
Подготовка к торсировке

После горновой сварки, расковываем заготовку до необходимых размеров, в данном случае мы собираемся заготовку торсировать (скручивать) – поэтому расковываем в квадрат со стороной двадцать мм. Измеряем воротком, – которым будет скручиваться заготовка.

 

 

 

 

 

Рис16
Торсировка
Рис17
Торсировка

Теперь, когда мы подготовили заготовку, важно придумать, как будет вскрываться рисунок, на данном этапе волокна расположена в вдоль заготовки и конечное изделие будет не очень эффектным. Можно его скрутить – но тогда получится такой же рисунок металла, как и у обычного троса, поэтому в данном случае скручиваем в разные стороны с шагом примерно полтора два сантиметра

 

 

 

 

 

 

Рис18
Заготовка после торсировки
рис19
Заготовка после торсировки

После чего заготовку подравниваем до нужных размеров, в данном случае размер квадрата примерно двадцать миллиметров.

 

 

 

 

 

 

Когда заготовка готова, пришло время выковать клинок. Оттягиваем тело, носик будущего клинка и хвостовик. Можно также выковать спуски, но в таком случае рисунок металла вскроется слабо.

Шлифуем будущий клинок и подравниваем торцы. После чего ставим клеймо, привариваем хвостовик

Рис21
Клинок после ковки

Рис22

Заготовка

Рис23

Заготовка

 

 

 

 

 

 

 

Рис24
 Заготовка
Рис25
 Клинок перед закалкой

Размечаем будущие спуски, после чего на гриндере, грубо формируем спуски.

 

 

 

 

 

 

 

Пришло время термообработки. Делаем нормализацию, для того, что бы убрать напряжения от ковки и измельчить зерно металла. Затем нагреваем в закалочном горне до температуры закалки и опускаем в ёмкость с подогретым до семидесяти градусов маслом. После чего проводим отпуск – нагрев до температуры двести градусов и выдержкой два часа.

Рис26
Закалочный горн

Рис27

Закалка

Рис28

Клинок после закалки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

29
Готовый клинок – который мой знакомый окрестил «Стихия»

Теперь шлифуем клинок на чисто и протравливаем его в пяти процентном растворе хлорного железа – это необходимо, что бы проявить рисунок. В итоге получаем такой клинок


Просмотров: 26218


Другие статьи автора:

  • Мастера

    • Александр Белый
    • Александр Бицюра
    • Богдан Иванько
    • Вадим Коломиец
    • Виктор Ярошевский
    • Виталий Ищенко
    • Владимир Непомнящий
    • Дмитрий Шевченко
    • Евгений Александров
    • Олег Баля
    • Павел Титаренко
    • Сергей Михайловский
    • Сергей Провозенов
    • Станислав Суздальский
    • Ян Погоржельский

  • Мастерская

    • Изготовление ножей
    • Работа с кожей
    • Инструменты и технологии
    • Фотографируем нож

  • Библиотека

    • Ковка, ТМО
    • Обработка металлов
    • Работа с кожей
    • Разное
    • Право



Copyright © smix All rights reserved.     Правильный CSS!